Архив нашего форума

Сайт русских псовых борзых VEGA SHELK

Сайт НКП РПБ

АвторСообщение
larisa kozak



Пост N: 1294
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 21:49. Заголовок: НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ


В ДАННОЙ ТЕМЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОКАЗЫВАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ СВОЕГО КРАЯ И МАСТЕРАХ ИХ ИЗГОТОВИВШИХ,ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ,ЖИВЕМ В РАЗНЫХ УГОЛКАХ ЗЕМЛИ,Я ДУМАЮ КАЖДОМУ БУДЕТ О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ

Не скули щенок,не скули-
Поразрушили,мол,Союз...
Доберемся мы в Вискули
И оставим там много луж...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 329 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All [только новые]


Дубрава



Пост N: 33
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.09 01:33. Заголовок: к-б "ПРОСТОР"..


к-б "ПРОСТОР" пишет:

 цитата:
У нас в семье так же храниться рушник, уже не одно поколение. Уже не помню от кого он, от бабушки или пробабушки, но знаю его с детства


Если воэможно, то сфотографируйте и покажите, очень интересно.
Старинные рушники - это богатство семьи.
Прошлой весной была в Киеве.Там есть музей им.Гончара, в нем хранятся более двух тысяч старинных рушников, есть даже 17 века. Мне посчастливилось попасть в хранилище и увидеть это богатство своими глазами!Теперь мечтаю попасть туда опять.

Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 26
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:21. Заголовок: Языческая символика. Обереги


А теперь, как и обещала, расскажу о языческой символике и оберегах

Язычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 27
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:23. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители.
Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика).

Символ воды – хляби небесные (волнистые линии).



Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 28
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:24. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.



Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 29
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:27. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Языческие символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, как уже говорилось выше, сам по себе символизировал солнце), под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон. На фасаде дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображают знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения оберегающих мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 30
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:34. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Славяне старались защитить дом не только снаружи, но и изнутри, поэтому обереги располагали на матице (здесь помещали только коловрат – знак рода), над дверьми (самый распространенный оберег – подкова), на печи, на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку.


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 31
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:38. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Особую магию и особый смысл у славян имеют обрядовые полотенца.
Узоры на них представляют не что иное, как славянский календарь, который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль.
Соль - символ солнца, любви; хлеб - земля, милость; полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.
Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке; с тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце.
Полотенца-обыденники ткали и расшивали несложным оберёжным орнаментом против мора, для испрашивания дождя и т.п., причем, чтобы полотенце имело чудодейственную силу, с работой ткачиха должна была справиться за один световой день.
На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Последний знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым. Погребальные полотенца и полотенца-обыденники после совершения обряда отдавали в храм, на поминовение души.



Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 32
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:40. Заголовок: Языческая символика. Обереги


В одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (прялки, ткацкий стан).
Наиболее тесно с жизнью человека связывают славяне пояс и воротник. Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело, поэтому он обязательно оберегается узором. Охранных знаков здесь было такое множество, что со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть одежды – «ожерелье». Пояс, опоясывая человека, проходит через пуповину – центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также должен быть покрыт обильной обережной вышивкой.

Наиболее частым оберёговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами жизни. Кроме ромбов, значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь, имели круги и свастики с «усиками», направленными по ходу солнца. В рукав обязательно вшивалась кумачовая ластовица, так как красный цвет, по поверью, отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина.

Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 33
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:43. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Кроме вышитых и вырезанных узоров, славяне использовали и заклинательные привески-амулеты.
В отдельных погребениях археологи находят целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках на общей основе. Так, в составе одного из них имеются две ложки, птица, челюсть хищника и ключ.
Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности. Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. С древнейших времен славяне верили, что со звериными амулетами к ним переходят самые лучшие качества убитого животного. Привески в виде птиц и животных связаны были с их животными свойствами. Уточка, например, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Иногда в составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески – так называемые «коньки». Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных распространены мало.


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 34
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 19:47. Заголовок: Языческая символика. Обереги


Особо нужно остановиться на ювелирных украшениях славян, которые также имели сакральное значение. Мужских оберегов сравнительно немного. Это, как правило, миниатюрное изображение оружия - ножи, мечи, топоры; маленькие коньки, которые являлись оберегом в пути и служили символом бога Перуна. Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте. Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, которая помогает в охоте, защищает в лесу.

Наибольшая защита требовалась женщине – продолжательнице рода. Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на цепочках и носились на поясе, как ожерелье или у плеча. Часто они были сделаны в виде коня или утко-коня, к ним также крепились бубенчики или утиные лапки – символ Рода как создателя земли. Еще одним обязательным элементом подвесок был семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину от болезней и дурного глаза. Третий элемент подвески – ложечка символизирует сытость, достаток в доме; четвёртый – ключ означает богатство. Также в подвесках встречаются маленькие ножи, серьги – символ урожая; изображение Чура – охранителя домашнего очага. Встречается на подвесках и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость. Подвески – бляшки имели самый разнообразный характер, и могли носиться как женщинами, так и мужчинами в качестве нательного оберега. Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику: солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный крест – символ Рода, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла.

Одним из главных женских украшений является головной убор – венчик у девушек, кика или кокошник у замужних женщин. Венок – круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли. Кика символизировала собой рог тура или матери-оленихи, она должна была придавать женщине силу. Головной убор отделывался бисером, украшался нитями жемчуга – ряснами – и височными кольцами - колтами. Височные кольца напоминают гребешок петуха, или восходящее солнце. Поверхность их покрывается знаками, похожими на руны, а также знаками Мокоши.

Ожерелья состояли из отдельных подвесок и лунниц. Лунница - исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. Составными частями женского ожерелья являлись также бусины из стекла, кости, камни и бляшки-подвески. Иногда в качестве подвесок использовались монетки. На шее женщины иногда могло быть несколько ожерелий, состоящих из лунниц, бляшек и бусин. Количество украшений показывало статус женщины и, разумеется, имело оберегающий характер.

Браслеты носились и мужчинами, и женщинами, они скрепляли рукава одежды и тем самым не только делали ее удобной в носке, но и оберегали от проникновения нечистой силы. Браслеты были стеклянные, костяные, из кручёной проволоки, из полосок металла, створчатые. На браслетах изображались символы земли и солнца. Женские створчатые браслеты скрепляли на запястьях рукавов ритуальных русальных рубах; во время праздничных хороводов эти рукава распускались для ритуального танца.

Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говорит о том, что славяне даже после принятия христианства долго сохраняли многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях

Спасибо: 0 
Профиль
Элла Ященко



Пост N: 1093
Откуда: Молдова, Тирасполь
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 20:06. Заголовок: Даша, очень интересн..


Даша, очень интересно.
Спасибо за полезный матерьял.

Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 35
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 20:20. Заголовок: рада, что вам он пон..


рада, что вам он понравился!

Спасибо: 0 
Профиль
larisa kozak



Пост N: 3034
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 20:57. Заголовок: Дарья,молодец :sm36:..


Дарья,молодец ,я верю в тебя

Когда злоба застилает глаза, Бог лишает человека разума...
Спасибо: 0 
Профиль
сары тау





Пост N: 125
Откуда: Россия, Саратов-Энгельс
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 21:31. Заголовок: Дарья Михалёнок пише..


Дарья Михалёнок пишет:

 цитата:
рада, что вам он понравился!

Очень понравилось!!!

Делай,что должно и будет, что будет... Спасибо: 0 
Профиль
к-б "ПРОСТОР"



Пост N: 7413
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 10:22. Заголовок: Даша! Как интересно,..


Даша! Как интересно, сколько всего узнала о традиции вышивки. Вот как, найду домашний рушник в закромах, попробую теперь разгадать его орнамент, может что-то и пойму

Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
(Плавт)
Спасибо: 0 
Профиль
Дубрава



Пост N: 40
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 11:45. Заголовок: Даша, большое спасиб..


Даша, большое спасибо, очень интересно! И материал - эксклюзивный...

Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 37
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 14:47. Заголовок: спасибо!!)) материал..


спасибо!!)) материал по рушникам в процессе обработки, скоро порадую им и примерами рушников

Спасибо: 0 
Профиль
Мила Пантелеева
администратор




Пост N: 4465
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 16:26. Заголовок: Дарья Михалёнок ? С..


Дарья Михалёнок ?

Спасибо! Очень интересно!

Делай что должно, и будь что будет. Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 38
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.09 19:36. Заголовок: Рушники


Рушник- вещь глубоко символическая. Вышитая, узорчато вытканная ткань способна вызвать у нас много чувств и ассоциаций. Созданный по законам искусства, рушник украшает повседневность и одновременно является символическим напоминанием о невидимых связях, что связывают отдельного человека с Богом, его родом, предками. Своим присутствием в домашнем «красном углу» или в церкви, на придорожном или надгробном кресте рушник отмечает тот простор, в какой человек через слова и молитвы способен подняться к постижениям сложных связей со Вселенной.
Рушник показывает историю народа, его дух, творческие устремления и художественное миропонимание.



Осмысление рушника как приобретения национальной культуры, припадает в Беларуси на 1970-1980ые годы.
Начало основательного этнографического и искусствоведческого изучения белорусского рушника связано с именем Михася Раманюка. Им впервые были выделены наиболее выразительные варианты традиционных рушников и подготовлена шеренга статей о них.
В белорусском языке есть несколько слов для обозначения рушника, которые имеют разные функции.
Кусок ткани без декора или с тонкими полосами по краям, которые делают для бытовых нужд, называют «уціральнікам». Рушники, богато отделанные вышивкой, кружевами на Беларуси носят название "набожнік", а в некоторых обителях их еще называют "багавік", "накутнік", "платок", или "набажны платок". Все названия указывают на предназначение такой ткани Богу, связанность ее с божницей в красном углу дома («красным кутом»).
В архаичных орнаментальных первых белорусских рушниках господствует условно-символический язык геометрического орнамента, который прочно связывается с миропониманием земледельческих культур, с аграрной символикой, лечащей магией. В отличии от соседних этносов- русских и украинцев, белорусам не свойственна сюжетно-изобразительная композиция, и только изредка на традиционных рушниках встречаются растительные узоры и образы дерева жизни.
В Беларуси геометрический орнамент на рушниках и в одежде отмечается в тех районах, где земледелие с давних пор было главным занятием человека (Приднепровье, Восточное Полесье). В западном Полесье, от Столина до Пинска и Иванова, где рыболовство, охота и разведение скота были главными занятиями крестьян, на традиционных тканях были первоузоры, первоорнаменты- ритмичные повторы простых красных полос.
Ромб- первый в истории человеческой мысли символ жизненности, благополучия и, пожалуй, первый символический образ, знак, идеограмма жизни и добра.


Спасибо: 0 
Профиль
larisa kozak



Пост N: 3051
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.09 19:43. Заголовок: Почему мало фотограф..


Почему мало фотографий рушников

Когда злоба застилает глаза, Бог лишает человека разума...
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 329 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



 

По вопросам работы сайта обращайтесь borzoiclub@yandex.ru

Веб-дизайн © Диоскури