Архив нашего форума

Сайт русских псовых борзых VEGA SHELK

Сайт НКП РПБ

АвторСообщение
larisa kozak



Пост N: 1294
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 21:49. Заголовок: НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕГО КРАЯ


В ДАННОЙ ТЕМЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОКАЗЫВАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ СВОЕГО КРАЯ И МАСТЕРАХ ИХ ИЗГОТОВИВШИХ,ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ,ЖИВЕМ В РАЗНЫХ УГОЛКАХ ЗЕМЛИ,Я ДУМАЮ КАЖДОМУ БУДЕТ О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ

Не скули щенок,не скули-
Поразрушили,мол,Союз...
Доберемся мы в Вискули
И оставим там много луж...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 329 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All [только новые]


Тихонова Татьяна





Пост N: 1164
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.09 12:48. Заголовок: Дарья Михалёнок Дар..


Дарья Михалёнок
Дарья, спасибо. Очень интересно.

Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 57
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.09 08:44. Заголовок: История белорусской Масленицы


Игры, забавы, потехи проходили в основном на улицах, открытых площадках, городских площадях, берегах рек. Везде, где можно было развернуться. Однако люди высыпали на улицы не для того лишь, чтобы мороз беспрепятственно щипал за щёки, нос и пятки. Нет, вовсе не для того. Просто, так люди приветствовали приход долгожданного тепла. Предполагали, что на открытом пространстве незримо присутствуют Духи. В них люди верили, им преклонялись, их, в конце концов, боялись. Своими действиями человек высказывал добрым духам свою приверженность. Он благодарил их за долгожданное тепло и за то, что они дали ему возможность дожить до Масленицы и до Нового года.
Новый год, солнцестояние, переход зимы в весну - это ещё не все причины, чтобы мы могли в полной мере наслаждаться Масленицей. Древний человек и тут незримо посмеивается над нами и, в душе хихикая, гордиться своей выдумкой. Ученые-фольклористы отмечают, что Масленица, помимо всего, могла отмечаться в честь бога Велеса, который был несменным охранником животных очень долгое. Считалось, что он на протяжении года бережет стадо, даёт ему силы пережить долгую и холодную зиму, хлопочет о его пополнении. Люди же в свою очередь должны как-то отблагодарить Бога за служение всему роду человеческому. Но как показать, что ты от всей своей огромной души говоришь ему: "Спасибо!"? Выход был найден - древний человек выходил на улицу, громко смеялся, пел и танцевал. Верили, что Богу очень приятно видеть человеческие
тела, извивающиеся в немыслимых плясках. Со временем танцы стали спокойнее, обряды - цивилизованнее. Никаких кровавых жертвоприношений, никаких убийств в честь Богов. Хотя, думаю, Велес, этого и не одобрил.



Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 58
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.09 08:47. Заголовок: Обычаи и традиции Масленицы


Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно. Ведь Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.



В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. С этого времени начинали праздновать "малую Масленку". Ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями.

В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и
приглашали в гости. И поскольку в масленичную неделю не ели мясо, последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо".

Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.




Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 59
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.09 20:56. Заголовок: Обычаи и традиции Масленицы


Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.



Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.



Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.





Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.



Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.



Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и
весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу - значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".




Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 60
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.09 21:00. Заголовок: Традиции и обряды белорусской Масленицы


На масленичной неделе не ели мясо. (Хотя и был Мясоед - небольшой период между постами, когда разрешалось пожёвывать мясо и запивать его вином). Почему так - в сущности, тяжело дать ответ. Можно предположить, что, предпочитая молочные блюда, люди тем самым выражали свою благодарность Велесу. Может быть, в запасах крестьян к тому времени мясом уже и не пахло (может, и пахло, но слабо). Чтобы скрыть это, повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. Хотя, думаю, что соседи брали блины только из вежливости. На столе появлялись также различные сыры, масла, творога, так что - да здравствует кисломолочная еда!

Большое распространение на территории нашей (и не только) страны получил обряд, который мы условно назовем колодкой. Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись "в девках" и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости.
Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.

Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине. Выглядело это примерно так. Собиралась группка наиболее весёлых и смешливых парней. К палке с двух концов привязывалась верёвка. Один из парней запрягался в эту импровизированную упряжку и тянулся по улице. Весёла бравада со смехом и песнями шли к дому жертвы. Подойдя к воротам, компания останавливалась и требовала выкуп за палку - пела, улюлюкала, кричала. Девушка выходила во двор, приглашала парней в дом, поила и кормила. Так они обходили всё село или деревню. Не остановиться с колодкой перед домом, где есть взрослая незамужняя девушка, считалось большой обидой для неё...
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: "Первый блин комом", т.е. первый блин не едят.


Спасибо: 0 
Профиль
larisa kozak



Пост N: 3532
Откуда: Республика Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.09 08:26. Заголовок: Дашауж слишком аппет..


Даша,уж слишком аппетитная тема, прямо жуть

Когда злоба застилает глаза, Бог лишает человека разума...
Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 61
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.09 00:04. Заголовок: это уж точно! :sm54:..


это уж точно!

продолжаю тему традиций и обрядов масленицы....

В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом.
С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Потом коня выпрягали и внимательно присматривались к нему - если он легко бежит, то в хозяйстве появился хороший помощник, если животное еле плелось - то таких коней дальше даже не воспитывали. Объезд коня имел помимо основного назначения - поверить животное на выносливость - ещё и дополнительные
значения. Так, например катание на коне вокруг деревни благоприятствовало разгону злых духов, чему очень помогал звон новых колокольчиков. А ветер, который обвевал человека во время быстрой езды, должен был избавить его от всех болезней.

В четверг обязательно вешали качели, чтобы "пагушкацца". На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: "Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны". Молодежь даже устраивала соревнования между собой - кто "дакранецца да неба". Наверное, они всё-таки думали не о льне в эти моменты. Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд "разуванне маладой", активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку (вот вам и продолжение жизни):
Вынесь нам, маладая Маня,
Белы сыр, белы сыр,
Будзе у цябе, маладая маня,
Першы чын, першы сын,
Вынесь нам, маладая Маня,
Ды мачку, ды мачку,
І народзіш, младая Маня,
Ты дачку, ты дачку.
или по-другому:
Маладая ты, Марутка,
Выйдзі, выйдзі к нам на вулку!
У нас на вуліцы дзевак многа,
Дзевак многа і рабят.
Вазьмі сыра - родзіш сына,
Вазьмі мачку - родзіш дачку

После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями. Проставлялся, короче. И это только за песню. Представляю, если бы они станцевали. Наверное, пришлось бы снимать весь кабак. "А мы Масленіцу пракацілі".

Главным обрядом или ритуалом сырной недели было сожжение чучела Масленки или Масленицы, которое олицетворяло собой всё самое плохое и темное. Возникновение такого обряда можно с уверенностью отнести к языческой традиции, как и всю сырную неделю. Ведь еще с дохристианских времен и на протяжении нескольких веков у белорусов сохранялся обычай жечь костры, а в них уничтожать изношенную одежду, старую обувь, одеяния больных и разные ненужные вещи. Вспомним чудный летний праздник - Купалле, когда жгут колесо, перепрыгивают через костёр. Это всё из той же оперы. На Масленицу
жгли всего лишь соломенное чучело. Может, раньше было по-другому, но до нас это всё не дошло, а жаль. Может, на Масленицу гадали, может, делали что-то мистическое и интересное. Но на то оно и мистическое и таинственное, чтобы об этом никто не знал. Поэтому теряться в догадках - бессмысленно. Просто, с Новым годом! (так весь год и будем отмечать!)


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 62
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 13:32. Заголовок: Масленица: неженатым посвящается...


Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, поспособствовать холостой молодежи найти себе пару. Костромичи, например, "выборанивали девок" — таскали борону вдоль домов, чтобы девушкам легче было выйти замуж.

Последнее воскресенье Масленицы — заговенье, это был последний день, когда
разрешалось употреблять спиртное. К этому времени был приурочен и широко известный в Белоруссии и на Украине обычай — "колодки". Замужние женщины шли в дом, с хозяевами которого были в дружеских отношениях, и привязывали взрослым, но незамужним детям к ногам "колодки" — небольшие палки в наказание за то, что они не вступили в брак накануне поста (в период "мясоеда"). А пока те должны были "откупиться" праздничным угощением.


Спасибо: 0 
Профиль
Дарья Михалёнок





Пост N: 63
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 13:34. Заголовок: Чучело Зимы – главный символ Масленицы




Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками-жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").

Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий
смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). "Судаpыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Судаpыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов масленицы" состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны,
кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской "Масленице" соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, "проводами" которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России "проводы масленицы" сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 329 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



 

По вопросам работы сайта обращайтесь borzoiclub@yandex.ru

Веб-дизайн © Диоскури